Положение о СИПР

/
РАССМОТРЕНО:
педагогическим советом
протокол от« »
2019г. №

ЖДАЮ:
МБОУ СОШ им. А.В.
Новостройка
_ М.Р.Алтунина
¿$019г. №

ПОЛОЖЕНИЕ
о специальной индивидуальной программе развития (СИПР), для
обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной
отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития в
соответствии с ФГОС,
а также для детей- инвалидов получающих обучение на дому
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии:
■ / с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №
273 от 29.12.12 года, (статьи 47, 48);
^
с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), Приказ №1599 от 19.12.2014 г.;
У с примерной АООП, одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образовании (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
^
с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих»;
У с Приказом Минтруда российской Федерации № 544 от 18.10.2013 г. «О
Профессиональном стандарте педагога»;
^
Уставом МБОУ СОШ им. А.В. Суворова п. Новостройка.
1.2. Организация и содержание индивидуального обучения на дому регламентированы
следующими нормативными документами:
^
Приказ Минздрава РФ от 30.06.2016г № 436н «Об утверждении перечня
заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным
общеобразовательным программам на дому»
1.3. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР), - это нормативно­
правовой документ, предназначенный для реализации требований ФГОС к условиям
и результату обучения обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой
умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития,
которые получают образование по варианту 2 АООП.
1.4. Исходными документами для составления СИПР являются:
^
ФГОС
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), Приказ №1599 от 19.12.2014 г.;
^
примерная АООП вариант 2, одобрена решением федерального учебно­
методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря
2015 г. №4/15);
^
Приказ Министерства образования и науки РФ 31.03.2014 г. №253 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования».

1.1. Цель СИПР - учет специфических образовательных потребностей обучающихся с
умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и
множественными нарушениями развития (в соответствии с приложением к ФГОС,
(вариант 2).
1.2. СИПР должна обеспечить достижение возможных (примерных) личностных и
предметных планируемых результатов освоения обучающимися АООП (вариант 2),
соответствующих их индивидуальным возможностям и специфическим
образовательным потребностям.
1.3. В случае, если у обучающегося имеется готовность к освоению содержания варианта
1 АООП, то в СИПР могут быть включены отдельные темы, разделы, предметы
данного варианта АООП.
1.4. Функции рабочей программы:
 нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в
полном объеме;
 определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов
содержания, подлежащих усвоению обучающимися;
 процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения
элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия
обучения;
 оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты
контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
II. Разработка специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
2.1. Разработка и утверждение СИПР относится к компетенции ОО и реализуется
самостоятельно.
2.2. СИПР разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов) с учетом особых
образовательных потребностей обучающегося.
2.3. СИПР рассчитана на учебный год.
2.4. При составлении, согласовании и утверждении СИПР должно быть обеспечено ее
соответствие следующим документам:
 федеральному государственному образовательному стандарту образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант 2;
 примерной АООП вариант 2, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию.
 учебно-методическому комплексу (учебникам).
2.5. Если в примерной программе не указано распределение часов по разделам и темам, а
указано только общее количество часов, учитель в СИПР распределяет часы по
разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебнометодические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся. СИПР
должна быть адаптирована к используемому учебнику или учебно-методическому
пособию.
2.6. Составитель СИПР может самостоятельно:
 раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС и примерной
программе;
 конкретизировать и детализировать темы;
 устанавливать последовательность изучения учебного материала;
 распределять учебный материал по годам обучения;
 распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по
их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических
ресурсов;

 конкретизировать требования к возможным (примерным) результатам освоения
СИПР, исходя из индивидуальных возможностей и специфических
образовательных потребностей обучающегося;
 выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии
обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
III. Оформление и структура специальной индивидуальной программы развития
(СИПР)
3.1. Структура СИПР должна включать:
1) общие сведения о ребёнке;
2) характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент
составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания
и обучения ребёнка;
3) индивидуальный учебный план;
4) содержание образования в условиях организации и семьи;
5) условия реализации потребности в уходе и присмотре;
6) перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
7) перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организаций и
семьи обучающегося;
8) перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
9) средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их
выполнения ребенком в домашних условиях.
3.2. Рабочая программа должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений
выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New
Roman, кегль 14 (в таблице 12), межстрочный интервал одинарный, выравнивание по
ширине, поля: слева – 2 см., вверху и справа - 1 см., внизу -1,5 см.; центровка
заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы
формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Титульный лист
считается первым, но не нумеруется. Календарно - тематическое планирование
представляется в виде таблицы. Список литературы строится в алфавитном порядке,
с указанием полных выходных данных.
3.3. Структурные элементы СИПР:
Элементы СИПР
Содержание элементов СИПР
- полное наименование ОО;
Титульный лист
- гриф принятия, утверждения СИПР;
- Фамилия, имя обучающегося, для которого написана СИПР;
- указание класса;
- фамилия, имя и отчество учителя (ей), составителя СИПР;
- название населенного пункта;
- год разработки СИПР.
I. Пояснительная записка
1.1 Общие сведения о
ребенке
1.2 Характеристика,
включающую оценку
развития обучающегося на
момент составления
программы

Содержат персональные данные о ребенке и его родителях.
Для обучающихся на дому: Диагноз; сведения о статусе ребенкаинвалида.
Характеристика отражает:
- бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к
образованию ребенка;
- заключение ПМПК;
- данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном
развитии ребенка;

- особенности проявления познавательных процессов:
восприятий, внимания, памяти, мышления;
- состояние сформированности устной речи и речемыслительных
операций;
- характеристику поведенческих и эмоциональных реакций
ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические
особенности личности ребенка (со слов родителей);
- сформированность социально значимых знаний, навыков,
умений: коммуникативные возможности, игра,
самообслуживание, предметно-практическая деятельность,
интеллектуальные умения и знания (счет, письмо, чтение,
представления об окружающих предметах, явлениях);
- выводы по итогам обследования: приоритетные направления
воспитания и обучения ребёнка указать образовательные области, учебные предметы,
коррекционные занятия для обучения и воспитания в
образовательной организации, в условиях надомного обучения.
1.3 Условия реализации
Описывается необходимый объем помощи со стороны
потребности в уходе и
окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая.
присмотре
Из Примерной АООП, вариант 2
В конце пояснительной записки следует указать: на основании какой или каких программ
разработана СИПР.
II. Содержание образования в условиях организации и семьи
2.1 Индивидуальный
Составляется на основе утвержденного учебного плана
учебный план
образовательной организации.
Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы,
коррекционные занятия, внеурочную деятельность,
соответствующие уровню актуального развития ребенка, и
устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
В случае, если у обучающегося имеется готовность к освоению
содержания варианта 1 АООП, то в СИПР могут быть включены
отдельные темы, разделы, предметы данного варианта АООП.
Для обучающихся на дому:
Лист согласования с родителями:
В данном листе содержится:
- индивидуальный учебный план для обучающегося и (или)
воспитанника;
- ФИО педагогов, которые ведут обучение;
- индивидуальное расписание уроков, с указанием времени начала
занятий;
- подпись родителей, подтверждающая их ознакомление с
учебным планом,
расписанием занятий, порядком, сроками и формами
промежуточной аттестации
обучающегося и (или) воспитанника.
2.2 Содержание
Включает конкретные цели по формированию представлений,
образования в условиях
действий/операций по каждой из программ:
организации и
семьи
- формирования базовых учебных действий;
- нравственного развития;
- формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни обучающихся;

2.3 Программы по
предметам: Содержание
учебных предметов

Календарно-тематическое
планирование

Предметные планируемые
результаты
Дидактический материал
по предмету

- внеурочной деятельности;
- сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых)
личностных результатов обучения и воспитания ребенка на
определенный учебный период (год).
В данном разделе указываются:
- краткая характеристика предмета;
- цель, задачи, наименование разделов.
(Из Примерной АООП, вариант 1, 2)
В случае, если у обучающегося имеется готовность к освоению
содержания варианта 1 АООП, то в данном разделе указываются
какие предметы обучающийся будет осваивать из АООП, вариант
1 и дается ссылка, что содержание этих предметов отражено в
Рабочей программе учебных предметов (курсов).
В данном разделе указываются:
- разделы учебной программы по предмету;
- темы уроков;
- темы обобщающих уроков в конце четверти;
- количество часов, отведенных на освоение программного
материала;
- дата проведения уроков;
(Приложение 4)
КТП учитель составляет на основе содержания учебного
предмета. Классный журнал заполняется в соответствии с КТП. В
КТП даты по плану пишутся по годовому календарному графику
(без праздничных дней).
Из АООП, вариант1,2.
Рассматриваются в качестве возможных (примерных),
соответствующих индивидуальным возможностям и
специфическим образовательным потребностям обучающегося.
- дидактический материал и оборудование по предметам
(включает в себя учебное оборудование, демонстрационный и
раздаточный дидактический материал);
Перечисляются участники разработки СИПР.

2.4 Перечень специалистов,
участвующих в разработке
и реализации СИПР
III. Технические средства и дидактический материал
3.1 Учебно-методическое обеспечение
Содержит:
-список основной учебно-методической литературы
(должен содержать используемый учителем учебнометодический комплект с указанием программы,
учебников и учебных пособий для обучающегося
(рабочие тетради) с полными выходными данными
литературы);
- дополнительная литература (должна содержать
методики по предметам, справочная литература и
другие учебные пособия);
- технические и электронные средства обучения.
- интернет-ресурсы.
IV. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
4.1 Средства мониторинга и оценки
Мониторинг результатов обучения проводится не

динамики обучения

реже одного раза в полугодие. Формы мониторинга
разрабатываются педагогами, ведущими обучение и
рассматриваются на консилиуме экспертной группой
(на междисциплинарной основе).

IV. Порядок рассмотрения СИПР
4.1. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) рассматривается на
заседании методических объединений учителей на предмет соответствия структуры и
содержания программы установленным требованиям. Результаты рассмотрения СИПР
фиксируются в протоколе методического объединения.
4.2. Руководитель ОО вправе провести экспертизу СИПР непосредственно в ОО или с
привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям федерального
государственного образовательного стандарта, примерной АООП, утвержденной
Министерством образования и науки РФ (авторской программе, прошедшей
экспертизу и апробацию); федеральному перечню учебников; данному положению.
4.3. При соответствии СИПР установленным требованиям на её титульном листе
указываются реквизиты протокола заседания методического объединения учителей,
на котором данная программа рассматривалась, после чего она (в двух экземплярах)
согласовывается с заместителем директора по УВР. Заместитель директора школы в
титульном листе под грифом «Согласовано» ставит дату, подпись. После
утверждается директором.
4.4. При несоответствии СИПР установленным требованиям, программа возвращается
педагогу(ам) на доработку с указанием замечаний и предложений по внесению в неё
изменений. Переработанная СИПР повторно представляется учителем на
рассмотрение методическим объединением учителей.
4.5. СИПР хранится у педагога и заместителя директора по учебно - воспитательной
работе в течение 1 года.
4.6. Утвержденные
СИПР
являются
составной
частью
адаптированной
общеобразовательной программы ОО, входят в обязательную нормативную
локальную документацию ОО.
РАССМОТРЕНО
Методическим объединением
протокол от «___»
201 г.
№

Согласовано с
заместителем директора
по УВР
____________ Дата

Согласовано с
родителем
(законным
представителем)
________Дата

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШим.
А.В. Суворова п.Новостройка
____________М.Р. Алтунина
приказ от « »
№


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».