Профориентация школьников
Профориентация – комплекс
психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение
школьника. Профориентация
реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную
работу с учащимися. Цель профориентационной работы в школе: - оказание
профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и
сферы будущей профессиональной деятельности; - выработка у
школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы
деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом
требований рынка труда. Задачи профориентационной работы: - получение данных о
предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся; - выработка гибкой
системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и
профессионального образования. Основные направления
профессиональной ориентации учащихся: - Профессиональное
просвещение; - Профессиональная
диагностика; - Профессиональная
консультация и др. Этапы и содержание
профориентационной работы в школе: 1-4 классы: - Формирование у
младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни
человека и в обществе; - Развитие интереса к
учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в
различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую; - Постепенное
расширение представлений о мире профессионального труда; 5-7 классы: - Развитие у
школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к
профессиональной деятельности; - развитие
представления о собственных интересах и возможностях; - Приобретение
первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики. 8-9 классы: - Групповое и
индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования
адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; - Профессиональное
самопознание; 10-11 классы: - Коррекция
профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. Направления и формы профориентационной работы в школе: - Осуществление
взаимодействия с учреждениями дополнительного образования. Работа с учащимися: - Профориентационные
мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир
профессий» и др.; - Тестирование и
анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности; - Консультации по
выбору профиля обучения (инд., групп.). - Организация и
проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней
открытых дверей учебных заведений; - Встречи с
представителями предприятий, учебных заведений; - Участие в конкурсах
декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в
кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования; - Проведение мероприятий
по профориентации, конкурсов по профессии, конференций. Работа с родителями: - Проведение
родительских собраний (общешкольных, классных); - Индивидуальные
консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения
учащимися.