02.09.2019
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ и федеральный государственный образовательный стандарт для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО). С 1 сентября 2020 – 2021 учебного года перейдут на обучение по ФГОС ОВЗ и ФГОС УО обучающиеся 5 классов.
Федеральный
государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (ФГОС ОВЗ) является
основным нормативным документом, который устанавливает единые государственные
требования к образованию обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ч.6 ст.11 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) относится «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее - ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей проводится ПМПК, создаваемой согласно ч. 5 ст. 42 Федерального закона № 273-ФЗ. Положение о ПМПК утверждено приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ).
Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее - Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Для обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию
здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения
медицинской организации и письменного обращения родителей (законных
представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому
или в медицинских организациях (п. 33 Порядка, части 10, 11 ст. 66 Федерального
закона № 273-ФЗ).
ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее - АООП НОО) и основного общего образования (далее АООП ООО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении обучающихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года. Остальные учащиеся, перешедшие на обучение по АООП до 1 сентября 2016 года продолжают обучение по ним до завершения обучения.
Сайт поддержки введения ФГОС ОВЗ: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/