МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ А.В. СУВОРОВА ПОСЕЛКА НОВОСТРОЙКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИМЕНИ ЛАЗО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Рассмотрено Педагогическим советом Протокол от 11 о У- 2023 г. № УТВЕРЖДАЮ 6 ор школы В.Н. Короленко приказ от//, 2023г.№ < % ? Учебный план на 2023-2024 учебный год Пояснительная записка к учебному плану среднего общего образования МБОУ СОШ им. А.В. Суворова п. Новостройка на 2023 – 2024 учебный год (10 класс) Организационные характеристики учебного плана Учебный план ООП среднего общего образования (далее – УП СОО) определяет перечень, академический объем (трудоемкость), последовательность, распределение по уровню СОО учебных предметов, учебных дисциплин и учебных курсов. Учебный план разработан в соответствии с ФГОС среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (с изменениями от 12 августа 2022 г.№732), на основе ФОП СОО, утв. приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 г. № 371, ОП СОО МБОУ СОШ им. А.В. Суворова п. Новостройка, Устава МБОУ СОШ им. А.В. Суворова п. Новостройка и других нормативных документов. Организационный базис УП СОО – профилизация. Учебный план формируется с учетом выбора старшеклассника за счет введения профильных предметов на углубленном уровне, курсов по выбору и курсов внеурочной деятельности. Профилизация обеспечивает индивидуальный подход к содержанию обучения старшеклассников и создает условия для их самореализации в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности. По состоянию на 2023/24 учебный год, УП СОО разработан для универсального профиля. Учебный план универсального профиля включает: - не менее 13 обязательных учебных предметов: русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности; - не менее 2 учебных предметов из для изучения на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области; - курс «Индивидуальный проект»; - курсы по выбору обучающихся. Учебный план универсального профиля состоит из двух частей: основной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Совокупный академический объем основной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, установлен в количестве 1156 часов. Конкретный объем УП СОО зависит от профиля обучения и его комплектации. Сетка недельного учебного плана универсального профиля представлена в таблице 2. Содержательные особенности учебного плана В связи с тем, что УП СОО выступает одним из ключевых механизмов реализации ООП СОО и направлен на достижение обучающимися планируемых образовательных результатов, каждый предмет в составе УП СОО несет свою содержательную нагрузку и влияет на общие эффекты освоения обучающимися ООП СОО. В Таблице1 кратко представлен развивающий и воспитывающий потенциал обязательных предметов УП СОО и курсов по выбору. Таблица 1 Развивающий и воспитывающий потенциал УП СОО Предмет/ курс Роль в освоении Программы УУД Роль в освоении Программы воспитания Русский язык Развитие языковой основы Приобщение к культурным образцам мышления и речи. Развитие опыта русского языка как источнику применения изобразительновыразительных средств языка в устной и письменной коммуникации Литература Иностранный язык История Обществознание География Математика Информатика Физика Химия Биология Физическая культура ОБЖ Курс «Индивидуальн ый проект» духовной консолидации народов и этносов многонациональной России. Овладение функциональными стилями языка как условия успешной самореализации в обществе Расширение навыков работы с Овладение примерами литературного текстом. наследия России. Овладение приемами Формирование духовного облика и интерпретации авторской позиции, нравственных ориентиров ключевой идеи текста; старшеклассника аргументации своего отношения к содержанию текста Развитие коммуникативных Расширение поликультурного опыта навыков и толерантности Развитие навыков учебного Понимание значимости России в исследования (извлечение, мировых политических и социальносопоставление и систематизация экономических процессах информации и др.) Развитие глобальных компетенций. Становление общероссийской Развитие навыков саморегуляции и идентичности и гражданской социального самосозидания. ответственности. Формирование Расширение способов выражения целостного представления о духовной активной гражданской позиции и экономической жизни общества Обогащение научной картины Развитие экологической культуры и мира; развитие навыков учебного роли человека в гео-экологических исследования процессах Развитие логических операций. Саморазвитие. Становления опыта статистической Расширение опыта научного познания обработки данных мира Развитие ИКТ-компетенций. Осознанный выбор цифровых Формирование основ медиа- инструментов в учебной и квазикоммуникаций профессиональной деятельности Обогащение опыта проведения Развитие естественно-научного межпредметных исследований мировоззрения. Осознанный познавательный интерес к комплексу явлений окружающей действительности Развитие навыков саморегуляции, Развитие устойчивого ценностного самоконтроля отношения к ЗОЖ Развитие готовности к самообразованию на протяжении всей жизни Систематизация познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД в ходе выполнения проекта Развитие внутренней мотивации к безопасному поведению в личных и общественных интересах Готовность к осознанному выбору сферы будущей профессиональной деятельности Курс по выбору «Практикум решения задач по 1 математике» (согласно содержанию и планируемым результатам курса) Курс по выбору «Актуальные вопросы 2 обществознания» (согласно содержанию и планируемым результатам курса) Курс по выбору «Методы решения физических 3 задач»»(согласно содержанию и планируемым результатам курса) согласно содержанию и планируемым результатам курса согласно содержанию и планируемым результатам курса согласно содержанию и планируемым результатам курса Учебный план отражает организационно-педагогические условия, необходимые для организации образовательной деятельности, достижения результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС СОО. В 2023-2024 учебном году 10 класс осуществляют обучение по ФГОС СОО и ФОП, который устанавливает обязательные предметные области: русский язык и литература, иностранный язык, общественные науки, математика и информатика, естественные науки, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности. Учебный план профиля обучения содержит не менее 13 учебных предметов и предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС. Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, вероятность и статистика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». При этом учебный план профиля содержит не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию образовательных потребностей и запросов обучающихся. Профильное обучение осуществляется в режиме пятидневной учебной недели. Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности, с учетом предполагаемого продолжения образования обучающихся. Учебный предмет «Математика» включает в себя курсы «Алгебра и начала математического анализа» ,«Геометрия», «Вероятность и статистика». Учет уроков по данным курсам ведется в журналах на отдельных страницах (Алгебра и начала математического анализа, Геометрия, Вероятность и статистика) с выставлением отметок по каждому курсу. Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение 10 класса самостоятельно по руководством учителя по выбранной теме в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественной, творческой. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта. Таблица 2. Годовой и недельный учебный план (10 класс по ФГОС СОО и ФОП) (универсальный профиль) Учебный предмет Русский язык Литература Иностранный язык (английский) История География Обществознание Математика Алгебра и начала и математического информатика анализа Математика: Обязательные Русский язык и учебные литература предметы и Иностранные предметы по языки выбору Общественные (профильные) науки Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятель ности Индивидуальны й проект Итого 2 3 3 68 102 102 Б Б У У 2 1 3 4 68 34 102 136 2 68 1 Б Информатика Б Физика Химия Биология Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Индивидуальный проект Количество Всего часов в часов за неделю год 10 10 Б Б Б Геометрия Вероятность и статистика Естественные науки Уровень изучения предмета Предметная область 34 1 34 Б Б Б 2 1 1 68 34 34 Б Б 3 1 102 34 1 34 Б 31 1054 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Элективный курс по математике «Практикум решения задач по математике» «Актуальные Элективный вопросы курс по обществознания обществознани ю «Методы решения Элективный курс по физике физических задач» Итого 1 34 1 34 1 34 34/68 1156 Особенности учебного плана для Х класса (универсальный профиль) Учебный план 10 класса составлен для реализации универсального профиля с углубленным изучением математики и обществознания. Универсальный профиль позволяет построить индивидуальный маршрут обучения, учитывая выбор обучающихся и их родителей (законных представителей). Предметы углубленного изучения ориентированы на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. В данном профиле выбираем для углубленного изучения предметы из предметных областей «Общественные науки» и «Математика и информатика». Профильными предметами являются обществознание и математика (алгебра и начала математического анализа). В рамках предмета «Иностранный язык» реализуется программа обучения английскому языку. При проведении занятий по «Иностранному языку» не осуществляется деление на 2 группы (при наполняемости класса менее 20 человек). Изучение предмета «История» осуществляется по линейной модели исторического образования. Интегрированный учебный предмет «Обществознание» (2 часа в неделю) изучается на базовом уровне и включает в себя разделы «Экономика» и «Право». Предметы естественнонаучного цикла биология, химия изучаются на базовом уровне. В журнале наименование предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» может быть указано как ОБЖ, УМК средней школы Промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с локальным актом «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» Периоды промежуточной аттестации обучающихся - полугодия. Основные формы годовой промежуточной аттестации в 10 классе: • Диктант с грамматическим заданием • Контрольная работа • Самостоятельная работа • Зачет • Практическая работа • Изложение • Сочинение • Тестовая работа • Собеседование • Защита реферата • Проектная работа • Лабораторная работа. Связь с планом внеурочной деятельности Урочное содержание каждого профиля поддержано внеурочными мероприятиями и курсами внеурочной деятельности. Связь с планом внеурочной деятельности реализуется в нескольких аспектах: - усиление результатов углубленного изучения предметов за счет индивидуальной внеурочной работы; - расширение социокультурного контекста профильной подготовки за счет внеурочных мероприятий; - предоставление возможностей выполнения индивидуальных проектов в рамках освоения курсов внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности среднего общего образования на 2023 – 2024 учебный год (10 класс по ФГОС СОО и ФОП) Направления Название объединения Спортивно-оздоровительное Кружок «Ритмика» Спортивный клуб «Шахматы/шашки» Волонтёрское движение «Сердце в ладошках» Круглый стол «Разговоры о важном» Профориентационный курс «Россия – Мои горизонты» Духовно - нравственное Профориентационная работа 10 Класс 1 1 1 1 1 Функциональная грамотность Интеллектуальное Итого: Профильное объединение «Фотокорреспондент» РДДМ Кружок «Финансовая грамотность» Познавательный курс «Олимпик» 1 1 1 2 10 Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет МБОУ СОШ им. А. В. Суворова п. Новостройка. Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы среднего общего образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МБОУ СОШ им. А. В. Суворова п. Новостройка.