Положение ОДНКНР

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом
Протокол от «

СУ

п. Новостройка
2019г. № /

. Алтунина
_____ 2019г.№

Положение
об изучении предметных областей «Основы религиозных
культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе имени А.В. Суворова и.
Новостройка муниципального района имени Лазо Хабаровского края

I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об изучении предметных областей «Основы
религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» (далее по тексту - Положение) регламентирует
порядок организации преподавания курса «Основ религиозной культуры и
светской этики» (далее по тексту — ОРКСЭ) и «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» далее по тексту - ОДНКНР) систему контроля и
оценки планируемых результатов.
Нормативно-правовой основой введения в учебный процесс Муниципального
бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы имени А.В. Суворова п. Новостройка муниципального района имени
Лазо Хабаровского края (далее по тексту - МБОУ СОШ им. А.В. Суворова п.
Новостройка) предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР являются:
> Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации";
> Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка";
> Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего
образования
и
Федеральный
государственный

 образовательный

стандарт

начального

и

основного

общего

образования;
 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
 Письмо Департамента государственной политики в сфере общего
образования Минобрнауки РФ от 25.05.2015г. № 08-761 «Об изучении
предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
 Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009г. (Пр2009 ВП-П44-4632) и Распоряжения Председателя Правительства
Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632);
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012г. № 69 О
внесении изменений в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004г. №
1089";
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012г. № 74 О
внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные
учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования, утвержденные приказом
Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №.
1312".
 Письма Минобрнауки России от 19.01.2018 г. № 08-96 «О методических
рекомендациях»
по
совершенствованию
процесса
реализации
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России».
II. Основная часть
2.1. Учебный предмет ОРКСЭ
воспитательной дисциплиной. Все
педагогическим целям, задачам,
содержания, достижение которых

является единой комплексной учебноего модули согласуются между собой по
требованиям к результатам освоения
учащимися должно быть обеспечено в

процессе освоения предмета, а также в системе содержательных, ценностносмысловых связей предмета с другими гуманитарными предметами начальной
школы.
Учебный предмет ОРКСЭ включает в себя модули:
 Основы православной культуры;
 Основы исламской культуры;
 Основы буддийской культуры;
 Основы иудейской культуры;
 Основы мировых религиозных культур;
 Основы светской этики.
Один из модулей изучается учащимся по выбору его родителей (законных
представителей) на основе письменного заявления одного из родителей
(законных представителей) в 4 классе.
Учебный предмет ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие
у учащихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих
основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России,
на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей
сопричастности к ним.
Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной
области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы и обеспечивает знание
основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование
представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского
общества в становлении российской государственности.
2.2. Цель и задачи предметных областей
Цель предметной области ОРКСЭ - формирование у учащегося мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи предметной области ОРКСЭ:

Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур и светской этики.

Развитие нравственных норм общества. Представлений младшего
подростка и о ценностях для достойной жизни личности, семьи.

Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них

ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
предметов в основной школе.

Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Цель предметной области ОДНКНР - изучение духовно - нравственной
культуры и знакомство учащихся с основными нормами нравственности,
которая дает первичные представления о морали.
Задача нравственного развития учащихся, это воспитание культуры поведения с
опорой на представления о положительных поступках людей.
Задачи предметной области ОДНКНР:
 Формировать нормы светской морали;
 Дать представления о светской этике;
 Продолжить знакомство учащихся с выбранным в 3 классе родителями
(законными представителями) модулем;
 Развивать представления о значении нравственных норм;
 Обобщить знания о духовной культуре и морали;
 Развивать способности к общению;
 Формировать этическое самосознание.
2.3.

Место предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР в программе
обучения

Учебный предмет ОРКСЭ вводится в содержание начального общего
образования в условиях поликультурного общества, признающего ценность
многообразия. Изучение предмета осуществляется с учетом региональных и
этнокультурных особенностей.
Учебный предмет ОРКСЭ изучается в 4-м классе в объеме 34 часов. ОРКСЭ
развивает и дополняет обществоведческие аспекты предмета "Окружающий
мир", который изучается в начальной школе. Знакомит с основами культуры
народов России, раскрывает ее значение и роль в жизни людей - формирование
личности православного христианина, его отношение к миру и людям, его
поведения в повседневной жизни.

Учебная область ОДНКНР реализуется в МБОУ СОШ им. А.В. Суворова п.
Новостройка и предусматривается в части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений, так как ОДНКНР - обязательная
предметная область в учебном плане, где учитывается минимальный объем
учебной нагрузки для последующего выставления учащемуся в аттестат об
основном общем образовании итоговой отметки по реализуемым в рамках
обязательной предметной области ОДНКНР в соответствии с учебным планом
МБОУ СОШ им. А.В. Суворова п. Новостройка и составляет не менее 64 часов
за 2 учебных года. Реализация предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР во
внеурочной деятельности согласно ФГОС начального и основного общего
образования может включать использование регионального компонента в
сочетании и дополнении этих предметных областей.
2.4.

Основополагающие принципы при изучении учебных предметов

ОРКСЭ и ОДНКНР являются:
 принцип развивающего и воспитывающего характера обучения,
направленный на развитие личности и индивидуальности ребенка.
Реализация данного принципа на уроках направлена на установление
взаимосвязи между процессом овладения знаниями, способами
деятельности и развитием учащегося, между приобщением к ценностям
социума и индивидуализацией,
 принцип сознательности и активности учащихся в обучении. Соблюдение
данного принципа требует активизации познавательной деятельности
учащихся в процессе изучения предметов, развития у них навыков в других
ситуациях;
 принцип ориентации на ценности, означающий акцентуацию внимания
учащихся на социально-культурных и духовных ценностях, на
значимости нравственных категорий: добро, достоинство, красота в
широком понимании слова и др.;
 принцип связи обучения с жизнью предполагает формирование опыта
нравственного поведения в различных ситуациях, опору на собственный
опыт учащихся;
 принцип
междисциплинарности,
предполагающий
привлечение
учителями на занятиях знаний и опыта рассмотрения нравственноэтических вопросов, приобретенных детьми при изучении базовых
предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «История» и
др.).

2.5. Планируемые результаты изучения предметных областей ОРКСЭ и
ОДНКНР
Планируемые результаты освоения предметной области ОРКСЭ включают
общие результаты по предметной области (учебному предмету) и результаты по
каждому учебному модулю с учетом содержания примерной рабочей программы
по выбранному модулю.
В результате освоения предметной области учащийся научится:
 понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи, общества;
 поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными на
свободе совести и вероисповедания, с духовными традициями народов
России, общепринятых в российском обществе нравственных нормах и
ценностях,
 осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к
нравственному совершенствованию и духовному развитию;
 развивать первоначальные представления о традиционных религиях
народов России, их роли в культуре, истории и современности,
становлении российской государственности, российской светской
(гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях,
правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
 Ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю
установку личности поступать согласно своей совести.
Предметная область ОДНКНР обеспечивает достижение следующих
результатов.
 Воспитание способности к духовному
развитию, нравственному
 самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
 Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их
основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве.
 Формирование представлений об основах светской этики, культуры
 традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества, в
становлении
гражданского общества
и российской государственности.
 Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека,













семьи и общества.
Формирование представлений об исторической роли традиционных
религий и гражданского общества в становлении российской
государственности.
В результате изучения учебного предмета ОДНКНР учащийся научится:
осознавать себя ответственным членом семьи, школы, общества и
Российского государства (российская идентичность);
развивать чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре,
её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности
за сохранение культурно-исторического наследия России;
знать важнейшие страницы священной истории Отечества, выдающихся
имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников
культуры народов России;
осознавать необходимость для личностного развития таких добродетелей,
как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность,
трудолюбие и милосердие;
развивать способность контролировать собственную деятельность на
основе выбора добра и пользы;
уметь работать с различными источниками информации,
участвовать в диспутах.
2.6 . Оценка достижений обучающихся, изучающих предметные

области ОРКСЭ и ОДНКНР
В МБОУ СОШ им. А.В. Суворова п. Новостройка изучение предметных
областей ОРКСЭ и ОДНКНР в течение всего учебного года является
оценочной.
2.6.1. Принципы оценивания ОРКСЭ и ОДНКНР:
 Критериальность — данный принцип заключается в том, что критерии
должны быть однозначными и предельно четкими;
 Гибкость, вариативность — предполагает использование различных
процедур и методов изучения результативности обучения.
 Естественность процесса оценивания знаний учащихся контроль и
оценка должны проводиться в естественных для обучающихся условиях,
снижающих стресс и напряжение.
Контроль и оценка знаний и умений учащихся:
 Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения

2.6.2.

предмета и не допускает сравнения его с другими учащимися,
 Для отслеживания уровня знаний и умений используются оценивание
результатов по пятибалльной системе, а также используются текущие,
проверочные, тестовые, творческие работы, проектная деятельность.
 Промежуточная аттестация по предметным областям ОРКСЭ и ОДНКНР
может проводиться в виде теста. В случае если обучающийся не справился
с работой, то с ним проводится работа над ошибками, выполняется
повторная работа. Результаты данной работы фиксируются в классном
журнале.
 Проектная деятельность предусматривает защиту проектов в ходе, которой
каждый учащийся в конце каждого учебного года должен
продемонстрировать (показать) все, на что он способен. На защиту проекта
приглашаются родители (законные представители). Главным моментом в
проектной деятельности является - защита проекта, которая оценивается
учителем за качественное выступление, которое включает объём, глубину
знаний по выбранной теме, наглядность, умение отвечать на вопросы,
культуру речи выступающего и чувство времени. В случае если учащийся
не справился с работой, то с ним проводится работа над ошибками,
выполняется повторная защита проекта. Динамика результативности
усвоения предмета обучающимися фиксируется учителем.
2.7. Права и обязанности родителей (законных представителей):
 Родители (законные представители) имеют право при возникновении
спорных вопросов при изучении учебных предметов ОРКСЭ и ОДНКНР
обсуждать их с учителем и (или) администрацией МБОУ СОШ им. А.В.
Суворова п. Новостройка в корректной форме.
 Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные
условия для обучения, воспитания и самообразования ребенка.
 Отказ от изучения, выбранного большинством родителей (законных
представителей) модуля не допускается.
 Родители несут ответственность за обеспечение ребенка необходимыми
средствами обучения.
 Родители (законные представители) привлекаются к участию во
внеклассных, внеурочных и внешкольных мероприятиях в рамках
реализации предметов ОРКСЭ и ОДНКНР.
2.8. Права и обязанности МБОУ СОШ им. А.В. Суворова п. Новостройка:
 МБОУ СОШ им. А.В. Суворова п. Новостройка обязана создать условия
для изучения обучающимися учебных предметов ОРКСЭ и ОДНКНР.
 МБОУ СОШ им. А.В. Суворова п. Новостройка должна обеспечить

прохождение курсовой переподготовки учителей по учебному предмету
ОРКСЭ и ОДНКНР.
 МБОУ СОШ им. А.В. Суворова п. Новостройка обязана во время оказания
образовательных услуг и осуществления воспитательной деятельности
проявлять уважение к личности обучающегося, оберегать его от всех форм
физического и психологического насилия, обеспечить условия укрепления
нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального
благополучия учащегося с учетом его индивидуальных особенностей.
2.9. Ведение документации
 Приказ «Об организации родительских собраний по выбору модуля
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»»;
 Бланки заявлений родителей (законных представителей);
 Протокол родительских собраний по выбору модуля;
 Лист сводной информации о результатах выбора родителями (законными
представителями) учащихся модулей комплексного учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»;
 Фиксирование проведённых занятий учебных предметов, посещаемости и
оценивания
обучающихся
производится
в
классных
журналах
соответствующего класса.
 Журнал учебных предметов является финансовым документом и поэтому
при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классных
журналов. Название предмета на странице классного журнала записывается:
 ОРКСЭ. (выбранный модуль);
 ОДНКНР. (выбранный модуль).
 По предмету разрабатывается рабочая программа на год, которая является
основой планирования педагогической деятельности учителя.
 Для коррекции своей работы учитель 1 раз в четверть проводит анализ
своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности
обучающихся.
III. Заключительные положения
3.1. Положение вступает в силу с даты его утверждения директором МБОУ

СОШ им. А.В. Суворова п. Новостройка.
3.2. Положение утрачивает силу в случае принятия нового Положения об
изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.
3.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, подлежат
урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом
МБОУ СОШ им. А.В. Суворова п. Новостройка и иными локальными
нормативными актами МБОУ СОШ им. А.В. Суворова п. Новостройка.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».